«Сохранение чекистских традиций». Как власти Кыргызстана пытаются добиться лояльности силовиков
Айзирек Иманалиева
«Сохранение чекистских традиций». Как власти Кыргызстана пытаются добиться лояльности силовиков

Иллюстрация: Danny Berkovskii / Медиазона

Главный кыргызский чекист стал одним из самых влиятельных людей страны. Его служба получает новые офисы, а сотрудники квартиры со скидкой. За это верные служители президента Жапарова уничтожают его потенциальных противников: оппозиционеров, журналистов и ОПГ.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и глава Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев 12 декабря торжественно перерезали красную ленту перед только возведенным трехэтажным отделением ГКНБ в Баткенской области. За последние два года перерезание ленты стало одним из самых частых мероприятий главы государства и начальника комитета.

История большой дружбы

Оба политика не скрывают теплые отношения, за что их в народе прозвали «эки дос». В декабре 2020 года Ташиев рассказывал, что Жапаров для него «большой человек» и «близкий друг», с которым они «исправят положение в стране и будут работать во благо народа». «Дай Бог, наши отношения будут вечными и нас не разъединит ни богатство, ни власть», — делился своими надеждами силовик.

Дружба между Жапаровым и Ташиевым началась еще 14 лет назад. В 2010 году они вместе были депутатами Жогорку Кенеша от одной партии — «Ата-Журт». В 2012 году нынешний президент вместе с Ташиевым вышли на митинг с идеей национализировать крупнейшее золотое месторождение «Кумтор» и стали перелезать через забор парламента. За это они вместе отсидели восемь месяцев в СИЗО по обвинению в насильственном захвате власти.

Октябрь 2020 года станет историческим для Жапарова и Ташиева. Тогда нынешний президент находился в СИЗО, где отбывал свой срок уже по другому делу. Он был осужден в 2017 года на 11,5 лет за взятие в заложники губернатора Иссык-Кульской области Эмилбека Каптагаева во время митингов за «Кумтор» в Караколе в 2013 году.

В этот день Жапаров фактически приходит к власти, а через десять дней — назначает Ташиева главой ГКНБ. С тех пор государство ставит в приоритет силовиков, строя один за другим новые служебные и жилые помещения для сотрудников правопорядка.

В сентябре 2022 года руководитель спецслужбы рассказал в интервью телеканалу «Регион» , что с 2021 года построил около 50 зданий для сотрудников своего ведомства. «Как вам известно, до этого ГКНБ оставался без присмотра, общественность знает, как сотрудники ведомства работали в библиотеках, по углам других зданий, в чьих-то домах», — поделился чиновник.

О первом сооружении, построенном при Ташиеве для спецслужбы, стало известно в августе 2021 года. Тогда в Сузакском районе Джалал-Абадской области открыли районное отделение ГКНБ «со всеми условиями» и «техническим оснащением». Туда силовики переехали из своего старого места работы, которое находилось в «аварийном состоянии». С тех пор известно о более чем 30 новых офисах ГКНБ, открывшихся с 2021 года по всему Кыргызстану.

«Медиазона» 1 сентября отправила запрос в комитет, чтобы уточнить, сколько отделений спецслужбы работало по стране к этому моменту. Однако на момент публикации ведомство не ответило на письмо. При этом на картах данные об отделениях в регионах практически отсутствуют. Ниже мы приводим то, что нам удалось найти из новостей и пресс-релизов ведомства.

Помимо местных отделений комитета, обновить офис решили и для руководства ведомства. В мае текущего года в столице республики начали строить новую администрацию ГКНБ для «эффективной борьбы с внутренними и внешними угрозами».

Кроме обновленных рабочих мест, власти в приоритетном порядке выдают силовикам и жилье. Так, в августе прошлого года президент Жапаров в Бишкеке вручил ключи от 300 квартир сотрудникам ГКНБ в новостройке. При этом, квартиры обошлись им всего по 300 долларов (26,5 тысяч сомов на май 2023 года) за квадратный метр, что значительно ниже рыночной стоимости. На церемонии открытия Жапаров поделился своими надеждами на то, что силовики продолжат усиленно работать для «обеспечения мира» и «сохранения чекистских традиций» в Кыргызстане.

«В обществе высказываются различные мнения относительно жилья и служебных зданий для чекистов, о том, почему, мол, не выделяются учителям и врачам. Во-первых, если не обеспечены внутренняя и внешняя безопасность страны, то и квартиры никому не будут нужны», — сказал глава государства.

Уже в феврале текущего года на награждении почетными орденами сотрудников милиции, прокуратуры, ГКНБ и Погранслужбы Жапаров пообещал, что в ближайшие три года в силовом блоке страны «не будет ни одного человека без жилья».

Однако «Медиазона» не смогла уточнить, какое количество квартир потребуется отстроить, так как численность госслужащих в силовых структурах в Кыргызстане входит в перечень сведений, составляющих государственную тайну.

В августе 180 квартир получили сотрудники комитета в Джалал-Абадской области, а в ноябре 35 семей работников спецслужбы и пограничников заселились в новые дома в Таласе.

Этим же летом в Джалал-Абаде и на Иссык-Куле для сотрудников ГКНБ и их семей открыли оздоровительные центры — «Ак-илбирс» и «Айкөл» соответственно.

Кроме жилья, в Бишкеке в мае прошлого года начали строительство Академии ГКНБ, где будут учиться будущие силовики. В этом же месяце Жапаров с Ташиевым в Бишкеке открыли новое здание Координационного центра по обеспечению кибербезопасности при спецслужбе.

Финансирование чекистов

В октябре, открывая очередной офис Госкомитета в Кара-Балте, Ташиев рассказал, что за последние два года власти страны потратили два миллиарда долларов на усиление силовой структуры. «Все это для укрепления силы и могущества государства», — подытожил чиновник. В своей речи глава комитета не уточнил, каким образом были распределены эти средства, а также полностью ли эти средства взяты из государственного бюджета.

По данным Национального статистического комитета, за девять месяцев текущего года власти Кыргызстана потратили 343 тысячи долларов (более 30 млн сомов), что выше суммы за весь прошлый год в 331 тысячу (более 29 млн сомов).

При этом в республике расходы на оборону и общественный порядок всегда превышали затраты на здравоохранение. Однако с 2020 года в стране сокращаются траты на безопасность, здравоохранение и образование относительно общего государственного бюджета.

Однако эти данные могут и не отражать все затраты на содержание силовых структур и армии. В Кыргызстане власти не первый раз пользуются «спонсорством» неизвестных вне государственного бюджета, чтобы построить здания для силовиков. Так, летом 2021 года головной офис Министерства внутренних в Бишкеке отремонтировали за счет меценатов, чьи имена ведомство не раскрыло, так как «они пожелали остаться неизвестными».

Также управление ГКНБ по Джалал-Абадской области было построено за счет «спонсоров», которые выделили около 1,2 млн долларов (100 млн сомов) комитету на новый офис на юге страны.

В этой же области летом 2021 года, закладывая капсулу под строительство жилого многоквартирного дома для силовиков, Ташиев рассказал, что на новое жилье джалал-абадским силовикам деньги выдали очередные «спонсоры», чьи имена он не раскрыл.

Усилением и умасливанием силовых органов занималось и предыдущее правительство, хоть и в меньших объемах. Так, бывший президент Алмазбек Атамбаев в 2016 году заявлял, что стране нужно «уделить максимальное внимание силовым структурам». С 2015 по 2017 год в Бишкеке для сотрудников ГКНБ несколько раз отстраивали многоквартирные дома. В 2017-ом Атамбаев даже называл выдачу жилья для силовиков «доброй традицией».

При этом пока не известно о случаях, когда власти сдавали в эксплуатацию многоэтажные дома для медиков и учителей. На данный момент такие служащие могут встать в очередь за государственным ипотечным жильем от 4 до 8% годовых в зависимости от стажа работы. Квартиры планируют выдавать к 2026 году.

Борьба с «будоражащими народ»

Во время открытий офисов ГКНБ по стране глава спецслужбы Камчыбек Ташиев нередко пользуется случаем и делится своими мыслями о тех, кто нарушает правопорядок — от секс-работниц до лидеров криминальных группировок и оппозиционеров.

В октябре в Кара-Балте чиновник рассказывал, что собирается бороться с теми, кто намерен совершить государственный переворот и «будоражит народ», независимо от их возраста. Такое заявление чиновник приурочил к задержанию 70-летней пенсионерки Салии Таштановой из Джалал-Абада, которую арестовали на десять дней и оштрафовали на 564 доллара (50 тысяч сомов) по обвинению в призывах к захвату власти из-за поста в фейсбуке с критикой власти.

Политолог Медет Тюлегенов пояснил «Медиазоне», что лояльность со стороны силовиков помогает руководству республики бороться с криминальными группировками, которые запугивали предпринимателей и высокопоставленных чиновников.

Ташиев в 2023 году неожиданно объявил войну ОПГ, которые долгие годы безнаказанно существовали в стране. Так, 4 октября силовики в Бишкеке застрелили Камчыбека Кольбаева, которого можно назвать самым известным криминальным авторитетом республики. За этим последовала череда задержаний его приближенных в бандитских кругах, а также увольнение нескольких сотен чиновников разных рангов за связь с преступностью.

«Сохранение власти — это одна из самых главных целей. Через усиление аппарата ГКНБ и других правоохранительных структур можно сдерживать натиск и давление со стороны гражданских активистов и оппозиции, — считает Тюлегенов, — Борьба с ОПГ также требует усиленного аппарата, поэтому в это активно инвестируются».

Спецслужба Кыргызстана, действительно, неоднократно проводила задержания граждан, которые публично критиковали нынешнюю власть или призывали выходить на различные митинги. Так, осенью 2022 года силовики задержали 27 человек, которые выступали против передачи водохранилища Кемпир-Абад Узбекистану в рамках делимитации границ. Среди арестованных были оппозиционеры Адахан Мадумаров и Равшан Джеенбеков, экс-депутатка и бывшая сторонница Жапарова Орозайым Нарматова, экс-член ЦИК Гульнара Джурабаева, правозащитница Рита Карасартова и другие. Против них выдвинуты обвинения в подготовке массовых беспорядков с целью захвата власти.

Сейчас 11 фигурантов дела содержатся в СИЗО, остальные обвиняемые — находятся под домашним арестом или же под подпиской о невыезде. Все они ждут судебные заседания, которые пройдут в закрытом режиме из-за наличия секретных материалов в деле.

Сами подсудимые считают обвинения против себя политизированными и связанными с критикой в адрес властей. За арестантов заступался ряд правозащитных организаций. International Partnership for Human Rights, Civil Rights Defenders, а также Норвежский Хельсинкский комитет выразили свою обеспокоенность и призвали власти освободить фигурантов дела.

Под горячую руку силовиков попадали и другие издания, которые публиковали критикующие власть материалы. В августе 2023 года Прокуратура Бишкека подала иск о ликвидации независимого издания «Клооп». Такое решение надзорный орган принял, после того, как на них подало заявление ГКНБ из-за «публичных призывов к захвату власти» в статьях СМИ. Экспертиза выявила, что материалы «Клоопа» «направлены на резкую критику проводимой политики действующей власти» и «несут сугубо негативный характер». На данный момент сайт издания заблокирован в Кыргызстане.

Тюлегенов рассказывает, что тенденция поддержки силовиков и практическое отсутствие критики в их адрес в республике обусловлено тем, что «фактически во главе у власти» находятся два человека — Жапаров и глава ГКНБ — из-за чего руководство страны ставит в приоритет силовое направление, которым руководит Ташиев.

Однако, по мнению Тюлегенова, это явление не будет долгим, так как в Кыгрызстане через некоторое время пойдет на спад тенденция сотрудничества с неизвестными «спонсорами», а также однажды закончатся богатые коррупционеры, у которых власть отжимает незаконные нажитые активы взамен на свободу. Из-за этого будущее Кыргызстана может быть более радужным, чем нынешнее положение страны-союзницы России, которую называют «полицейским государством», предполагает эксперт.

«В России есть большой опыт работы силовых структур, тем более у них президент из КГБ. Есть у них также финансовые и материальные ресурсы, которые достаточно долго вливали в силовой блок. У нас более маленькая страна, меньше ресурсов. Наверное, сейчас есть приток из-за кустуризаций, но это не может быть стабильным и долгим», — рассказал Тюлегенов.