Фигурантка Кемпир‑Абадского дела рассказала о запрете давать интервью под угрозой возвращения в СИЗО
Фигурантка Кемпир‑Абадского дела рассказала о запрете давать интервью под угрозой возвращения в СИЗО

Обвиняемая по Кемпир-Абадскому делу бывшая судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова рассказала, что ей и другим фигурантам, находящимся под домашним арестом, запретили давать интервью под угрозой возвращения в СИЗО. Об этом сообщает «Апрель». 

8 мая журналисты издания попытались взять у Сооронкуловой комментарий в Первомайском районной суде Бишкека, где рассматривали меру пресечения одному из фигурантов дела — Кенешбеку Дуйшебаеву.

Бывшая судья отказалась общаться с прессой. Кыргызстанка пояснила, что сотрудники милиции запретили ей разговаривать с журналистами и пользоваться «телекоммуникационными сетями» после того, как она на несколько раз давала интервью, находясь под домашним арестом. 

«Я [до этого — МЗ] интервью давала в студии и, в принципе, власть не критиковала и рассказывала о том деле, которое сейчас в суде рассматривается. Но нам запретили и предупредили, что еще одно интервью и нас закроют. Поэтому никто ничего сказать не может», — добавила Сооронкулова.

В октябре 2022 года власти Кыргызстана задержали участников инициативной группы, выступавшей против передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану. Ее членов обвиняли в подготовке массовых беспорядков; всего по делу проходили как минимум 27 человек.

В январе 2023 года МВД засекретило процесс. Генеральный прокурор Курманкул Зулушев объяснил это тем, что из-за публичного разбирательства «отношения с соседями могут быть испорчены». 

В апреле прошлого года Клару Сооронкулову и шестерых других фигурантов Кемпир-Абадского дела перевели под домашний арест. Позже из изолятора выпустили и часть других обвиняемых.

По последним данным, под стражей в СИЗО-1 Бишкека остаются еще 10 подсудимых: Темир Махмудов, Равшан Джеенбеков, Кубанычбек Кадыров, Кенешбек Дуйшебаев, Жениш Молдокматов, Марат Баязов, Азимбек Бекназаров, Айданбек Акматов, Айбек Бузурманкулов и Илгиз Шаменов.

В марте 2024 года силовики прекратили преследование трех обвиняемых в деле — экс-депутатки Орозайым Нарматовой, а также активистов Таланта Эшалиева и Эмиля Жайчиева. В том же месяце родственники и сторонники фигурантов дела вышли на митинги, требуя открытого суда.